Автоматизированная информационно-справочная система требований пожарной безопасности (в соответствии с нормами строительного проектирования) “Экспертиза

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

МЕТОДИКА
испытаний на огнестойкость огнезадерживающих конструкций вагонов метрополитена

1. Цель и задачи огневых испытаний

Основная задача проведения испытаний заключается в определении фактического предела огнестойкости опытных образцов противопожарных конструкций, их узлов и деталей, предназначенных для применения в вагонах метрополитена.

В процессе испытаний дополнительно могут быть проведены:

предварительное изучение поведения отдельных элементов конструкций при пожаре;

проверка надежности конструктивных решений отдельных узлов и деталей в условиях огневого воздействия.

Испытания образцов противопожарных конструкций должны проводиться на огневых установках (печах), обеспечивающих равномерный тепловой поток в соответствии с температурным режимом развития реального пожара.

К испытаниям должны быть предъявлены образцы следующих размеров:

для конструкций перегородок между кабиной управления и салоном вагона - не менее 2000 х 2000 мм;

для остекленных торцевых стен - в натуральную величину;

для конструкций пола вагона - не менее 1100 х 1100 мм.

Образцы первых двух типов конструкций испытывают на вертикальной печи, а третьего типа - на горизонтальной печи.

Печи могут работать как на жидком топливе (керосине, мазуте), так и газе. Для создания, контроля и регулирования температурного режима печи оснащают специальными приборами.

Температуру внутри печи контролируют четыре хромель-алюмелевые термопары из проволоки диаметром 1,2 - 3,2 мм или им равноценные термопары, которые размещают в трубках из жаростойкого материала.

Термопары устанавливают в огневой камере таким образом, чтобы их участки длиной не менее 150 мм от горячего спая располагались на расстоянии 100 мм от обогреваемой поверхности опытного образца, а сами горячие спаи находились напротив середины каждой четверти площади обогреваемой поверхности образца.

Способ крепления опытного образца к печи при проведении эксперимента должен обеспечивать непроницаемость для пламени по всему периметру образца.

2. Температурный режим и давление при огневых испытаниях

В основу испытаний положена методика одностороннего нагрева опытного образца по температурному режиму реального пожара, согласно которому средняя температура в печи в определенные моменты времени должна составлять: через 5 мин - 400 ° С, 12 мин - 800 ° С, 15 мин - 750 ° С, 20 мин - 650 ° С, 30 мин - 550 ° С, 45 мин - 500 ° С.

Отклонения от реального температурного режима пожара не должны превышать ± 15% в течение первых 10 мин испытаний, и 10% - в течение последующего времени до конца испытаний. График реального температурного режима пожара приведен на рисунке.

Давление в огневых камерах вертикальной печи на уровне 1/3 высоты образца и горизонтальной печи - на расстоянии 100 мм от поверхности образца в период испытаний должно быть равно давлению в помещении, где установлена печь.

3. Наблюдения в период огневых испытаний

В период проведения испытаний должен проводиться контроль за обеспечением температурного режима в печи и появлением признаков потери огнестойкости. Контроль пламенепроницаемости образца при испытании на огнестойкость осуществляется с помощью сухого ватного тампона размерами 10 х 10 х 2 см. Тампон необходимо подносить (через каждые 5 мин) к наиболее опасным местам необогреваемой поверхности испытуемого образца (к щелям, трещинам, зазору между полотном двери и ее рамой и т. д.) и в течение 30 с удерживать на расстоянии 25 мм от щели.

Момент воспламенения тампона характеризует потерю непроницаемости опытного образца для пламени.

При испытаниях необходимо фиксировать все изменения в поведении опытного образца (появление большого количества дыма, перекос и искривление дверного полотна, нарушение элементов крепления и фиксации и т. д.).

После окончания испытаний проводят фотографирование опытного образца, тщательный осмотр наружных поверхностей отдельных конструктивных элементов и деталей крепления и т. д.

4. Оценка результатов огневых испытаний

Предел огнестойкости противопожарной конструкции, а также ее отдельных узлов и деталей при испытаниях характеризуется моментом появления (с необогреваемой стороны) продуктов термического разложения и пламени.

Величину фактического предела огнестойкости следует оценивать по результатам испытаний двух образцов.

Конструкция считается выдержавшей испытания, если в течение 45-минутного огневого воздействия оба образца сохраняют огнестойкость.

По результатам испытаний на огнестойкость составляется протокол по приведенной ниже форме с приложением графика измерения температур в камере сгорания.

ПРОТОКОЛ
испытания внутривагонной конструкции
на огнестойкость

 

Назначение конструкции

Завод-изготовитель

Дата испытаний

п/п

Конструкция образца и характеристика материалов

Условия испытания

Поведение образца

Предел огнестойкости

 

Заключение

Назад

Автоматизированная информационно-справочная система требований пожарной безопасности (в соответствии с нормами строительного проектирования) “Экспертиза