link="#0000FF" vlink="#800080">
ДОМОЙ

назад

4.2. Обследования и проверки

4.2.1. Обследования и проверки - основной вид работы государственных инспекторов, осуществляемый путем осмотра населенных пунктов, предприятий, объектов и реализации предоставленных полномочий в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений.

Обследования подразделяются на детальные и контрольные, а проверки - на комплексные и целевые (оперативные).

4.2.2. Обследованиям и проверкам подлежат населенные пункты, а также предприятия независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

Предприятия, включенные в Перечень особо важных и режимных объектов и Перечень предприятий, на которых в обязательном порядка создается пожарная охрана, в том числе содержащаяся за счет средств федерального бюджета, подлежат детальному обследованию не реже одного раза в два года и контрольному обследованию не реже одного раза в год.

Указанные предприятия закрепляются за наиболее подготовленными государственными инспекторами органов управления и подразделений ГПС.

Периодичность обследований и проверок предприятий, не вошедших в названные перечни, строящихся предприятий, объектов, а также проверок населенных пунктов устанавливается территориальными органами управления ГПС с учетом результатов анализа обстановки с пожарами, значимости предприятий, объектов и их пожарной опасности.

Объекты с ночным пребыванием людей (гостиницы, детские, учебные, лечебно-оздоровительные учреждения, объекты социального обеспечения и т. п.) должны подвергаться целевым (оперативным) проверкам в ночное время не реже одного раза в полугодие.

4.2.3. Обследования и проверки проводятся с участием руководителей предприятий и объектов или выделенных ими представителей. К проведению обследований и проверок должны привлекаться представители ведомственной и добровольной пожарной охраны. О дате проведения обследования, проверки (кроме оперативных) заблаговременно уведомляется руководитель предприятия, объекта или лицо, его замещающее.

Перед проведением обследований, проверок государственному инспектору необходимо:

4.2.4. При проведении обследований и проверок государственные инспектора осуществляют контроль за соответствием продукции и услуг, включая пожарно-техническую продукцию, требованиям пожарной безопасности самостоятельно или совместно с органами Госстандарта России, Минстроя России, другими надзорными органами. При обследованиях и проверках предприятий, объектов контролируется наличие сертификата пожарной безопасности на выпускаемую продукцию, включенную ГПС в согласованном с Госстандартом России порядке в номенклатуру продукции и услуг, подлежащих обязательной сертификации.

При выявлении фактов выпуска продукции с отступлениями от требований пожарной безопасности органы управления, подразделения ГПС информируют территориальные органы Госстандарта России, Минстроя России или органы по сертификации однородной продукции.

4.2.5. При проведении обследований и проверок контроль за организацией работы по лицензированию видов деятельности (работ, услуг) юридических и физических лиц ведется в соответствии с Положением о порядке лицензирования видов деятельности (работ, услуг) в области пожарной безопасности, утверждаемым МВД России.

При выявлении в ходе обследований и проверок нарушений лицензионных условий в области пожарной безопасности государственные инспектора должны информировать об этих нарушениях территориальные органы лицензирования.

4.2.6. По результатам обследований и проверок государственным инспектором в установленном порядке составляется предписание (форма 2, Приложение 1).

Предписание составляется в двух экземплярах и регистрируется в журнале учета предписаний (форма 3, Приложение 1) органа управления, подразделения ГПС.

Один экземпляр предписания не позднее 10-дневного срока после окончания обследования вручается под расписку руководителю предприятия. или должностному лицу, или гражданину согласно ст. 38 Федерального закона “О пожарной безопасности”, а второй - остается для контроля в органе управления, подразделении ГПС.

Допускается составление и вручение предписания как в ходе, так и после завершения обследования, в также непосредственно на предприятии. При этом предписания после вручения подлежат обязательной регистрации в указанном ранее порядке.

4.2.7. Сроки выполнения предлагаемых в предписании мероприятий по устранению выявленных нарушений требований пожарной безопасности устанавливаются государственным инспектором и в необходимых случаях, в том числе требующих капитальных вложений на стадии строительства, реконструкции, согласовываются с руководителями предприятия, объекта.

Мероприятия, предусмотренные предыдущими предписаниями и не выполненные в установленные сроки, включаются в новое предписание с ранее установленными сроками исполнения этих мероприятий. При этом в предписании по указанным мероприятиям делается соответствующая отметка.

4.2.8. По выявленным при обследованиях и проверках нарушениям требований пожарной безопасности, а также за уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний государственные инспектора могут принимать меры административного воздействия по отношению к лицам, перечисленным в ст. 38 Федерального закона “О пожарной безопасности”.

4.2.9. Детальное обследование - обследование предприятия, объекта, в процессе которого контролируется исполнение законодательства, нормативных правовых актов и требований нормативных документов по пожарной безопасности, а также предлагаются обязательные для исполнения должностными лицами и гражданами мероприятия по устранению выявленных при обследовании нарушений.

При детальном обследовании контролируются:

4.2.10. Контрольное обследование - обследование предприятия, объекта, в целях проверки выполнения мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, предложенных к исполнению в установленном порядке.

По результатам контрольного обследования в предписании государственным инспектором делаются соответствующие отметки о выполнении или невыполнении мероприятий.

По выявленным при контрольном обследовании новым нарушениям требований пожарной безопасности государственный инспектор в установленном порядке составляет и вручает предписание.

4.2.11. Комплексная проверка - проверка организации работы в области обеспечения пожарной безопасности федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления на соответствующих территориях и подведомственных предприятиях.

Комплексные проверки проводятся в соответствии с решениями ГУГПС, органов управления ГПС субъектов Российской Федерации, принятыми в пределах их компетенции.

4.2.12. При проведении комплексных проверок в соответствии со ст. 35, 36 Федерального закона “О пожарной безопасности” контролируется организация разработки и обеспечения реализации мер пожарной безопасности на соответствующих территориях и подведомственных предприятиях, в частности:

При обобщении результатов комплексных проверок учитываются материалы детальных и (или) контрольных обследований предприятий, объектов.

4.2.13. Комплексные проверки проводятся комиссией, создаваемой соответствующим органом управления ГПС. во главе с руководителем этого органа управления или по его поручению - другим должностным лицом ГПС. В состав комиссии включаются должностные лица ГПС, а также, по согласованию, представители вышестоящих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, представители других заинтересованных органов, в том числе федеральных надзоров.

Территориальные органы управления ГПС субъектов Российской Федерации разрабатывают и вносят на утверждение соответствующих органов исполнительной власти графики комплексных проверок организации работы органов местного самоуправления в области обеспечения пожарной безопасности.

О предстоящей проверке заблаговременно информируется руководитель органа исполнительной власти. Проверки должны осуществляться не реже 1 раза в 5 лет.

4.2.14. По результатам комплексной проверки в установленном законодательством порядка составляется акт.

Акт комплексной проверки оформляется в трех экземплярах, первый из которых вручается руководителю соответствующего федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, второй - направляется в вышестоящий орган исполнительной власти (при проверке органов местного самоуправления), а третий - остается в органе управления, подразделении ГПС, проводившем комплексную проверку.

Материалы комплексных проверок вносятся на рассмотрение создаваемых в соответствии со ст. 35 Федерального закона “О пожарной безопасности” комиссий по пожарной безопасности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации для принятия мер по координации и совершенствованию работ по обеспечению пожарной безопасности.

4.2.15. Акты по результатам комплексных проверок, вручаемые руководителям федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подписываются главным государственным инспектором Российской Федерации по пожарному надзору или его заместителями.

4.2.16. Целевая (оперативная) проверка - выборочный контроль за уровнем пожарной безопасности отдельных зданий, помещений, систем противопожарной защиты, связи и т.п., с учетом сезонности, особенностей работы предприятий, объектов, обстановки с пожарами. Планируется по мере необходимости.

4.2.17. О проведении обследований и проверок делаются соответствующие отмотки в журнале профилактической работы (форма 4, Приложение 1), либо заносятся в автоматизированный банк данных.

4.2.18. На каждое из закрепленных за государственным инспектором предприятие, объект, в том числе на строящиеся, ведется контрольно-наблюдательное дело (форма 5, Приложение 1), в котором хранятся акт о выборе площадки (трассы) для строительства, материалы по рассмотрению строй генплана, проектно-техническая документация и иные данные о предприятии, объекте, копии предписаний, протоколов, постановлений, приказов, информация о происшедших пожарах и другие материалы, отражающие пожарную безопасность предприятия, объекту за последние 5 (пять) лет.

Материалы по согласованию обоснованных отступлений от требований нормативных документов по пожарной безопасности хранятся в контрольно-наблюдательном деле в течение всего срока эксплуатации предприятия, объекта.

Допускается вести одно контрольно-наблюдательное дело на группу зданий (сооружений), расположенных на общей строительной площадке, а также при застройке территории зданиями по типовым или повторно применяемым проектам.

н а з а д