Автоматизированная информационно-справочная система требований пожарной безопасности (в соответствии с нормами строительного проектирования) “Экспертиза

Fireman.RU

Приложение 
к приказу ГУГПС МЧС России от « __4_ » июля 2002 г.  
№ ___24__

ИНСТРУКЦИЯ  

по организации лицензирования видов деятельности в области пожарной безопасности

(полный текст инструкции с приложениями в формате rtf размером 621 Кбт)

I. Общие положения

1.    Настоящая Инструкция разработана в соответствии с Федеральным законом «О пожарной безопасности»1, Указом Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 г. № 1309 «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности»2, приказами МЧС России от 20 июня 2002 г. № 301 «О постановлении Правительства Российской Федерации от 31 мая 2002 г. № 373» и определяет порядок организации в Главном управлении Государственной противопожарной службы МЧС России (далее – ГУГПС), территориальных органах управления Государственной противопожарной службы  субъектов Российской Федерации (далее – органы управления ГПС) и центрах обеспечения лицензионной деятельности работы по лицензированию видов деятельности в области пожарной безопасности (далее – лицензирование).

2.    Федеральный лицензирующий орган и его филиалы (представительства) в субъектах Российской Федерации образуют на территории Российской Федерации систему лицензирующих органов.

Федеральным лицензирующим органом является федеральный орган управления ГПС – Главное управление Государственной противопожарной службы МЧС России.

Филиалы (представительства) федерального лицензирующего органа в субъектах Российской Федерации создаются в территориальных органах управления Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации за счет их штатной численности.

Федеральный лицензирующий орган осуществляет:

- организационно-методическое руководство системой лицензирующих органов;

- разработку проектов нормативных правовых актов по вопросам лицензирования, а также разработку и утверждение других нормативных документов по вопросам лицензирования;

- прием и организацию рассмотрения документов соискателей лицензий;

- подготовку проектов решений лицензирующего органа о предоставлении (об отказе в предоставлении) лицензий и доведение решений лицензирующего органа до сведения соискателей лицензий;

- предоставление документов, подтверждающих наличие лицензий;

- переоформление документов, подтверждающих наличие лицензий;

- организацию и ведение реестра лицензий;

- организацию и ведение контроля за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий;

- организацию и архивное хранение документов по лицензированию;

- принятие решения и обращение с заявлением об аннулировании лицензий, выданных федеральным лицензирующим органом, в суд;

- организацию информационно-справочного обеспечения, консультационного обслуживания по вопросам лицензирования, а также координацию деятельности филиалов (представительств) федерального лицензирующего органа;

- рассмотрение споров по вопросам лицензирования;

- взаимодействие с лицензирующими органами, осуществляющими лицензирование других видов деятельности;

- иные действия, возложенные на него законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Филиалы (представительства) федерального лицензирующего органа в субъектах Российской Федерации осуществляют:

- прием и рассмотрение документов соискателей лицензий;

- подготовку акта оценки возможности выполнения работ соискателем лицензии по осуществлению заявленного вида деятельности в области пожарной безопасности;

- направление в федеральный лицензирующий орган акта оценки возможности выполнения работ соискателем лицензии по осуществлению заявленного вида деятельности в области пожарной безопасности и документов соискателей лицензий для рассмотрения на лицензионной комиссии ГУГПС, доведения решений лицензирующего органа до сведения соискателей лицензий;

- контроль за соблюдением лицензиатами, зарегистрированными на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, лицензионных требований и условий;

- организацию и архивное хранение копий актов оценки возможности выполнения работ соискателем лицензии по осуществлению заявленного вида деятельности в области пожарной безопасности и прилагаемых к ним   документов по лицензированию;

- обращение по поручению ГУГПС с заявлением об аннулировании лицензий, выданных федеральным лицензирующим органом, в суд;

- консультационное обслуживание по вопросам лицензирования;

- рассмотрение споров по вопросам лицензирования, отнесенных к компетенции филиала;

- взаимодействие с лицензирующими органами, осуществляющими лицензирование других видов деятельности на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в пределах своей компетенции;

- иные действия, возложенные на них законодательными, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами МЧС России.

 

3. Для оказания помощи соискателям лицензии, лицензиатам и лицензирующим органам могут создаваться центры обеспечения лицензионной деятельности в области пожарной безопасности.

Центры обеспечения лицензионной деятельности в области пожарной безопасности создаются на базе пожарно-технических научно-исследовательских учреждений и пожарно-технических учебных заведений МЧС России, других организаций, прошедших обязательную аккредитацию в ГУГПС МЧС России (далее – экспертные организации) и осуществляют:

- функции независимой экспертной организации по лицензированию в области пожарной безопасности;

- проверку соискателей лицензий по поручению федерального лицензирующего органа;

- оказание консультативной помощи соискателям лицензии и лицензиатам;

- первоначальную подготовку и повышение квалификации специалистов для осуществления лицензиатами лицензируемых видов деятельности в области пожарной безопасности (при наличии соответствующей лицензии ГУГПС);

- обеспечение соискателей лицензий и лицензиатов официально изданными нормативными документами по пожарной безопасности или автоматизированной информационно-справочной системой нормативных документов по пожарной безопасности, необходимыми для осуществления заявленных видов деятельности в области пожарной безопасности;

- подготовку и экспертизу материалов соискателей лицензий (с выдачей соответствующего акта), необходимых им для получения лицензий на осуществление заявленных видов деятельности в области пожарной безопасности;

- независимую оценку соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям, необходимым для получения лицензии;

- представление интересов соискателей лицензий в федеральном  лицензирующем органе и его филиалах (представительствах).

Порядок аккредитации центров обеспечения лицензионной деятельности в области пожарной безопасности определяет федеральный лицензирующий орган в области пожарной безопасности.

 

II. Прием и организация рассмотрения документов соискателей лицензий

4.    Для получения лицензии соискатель лицензии представляет необходимые документы и их опись (по форме согласно приложению № 1) непосредственно в секретариат ГУГПС, соответствующий территориальный орган управления ГПС, на базе которого создан филиал (представительство) федерального лицензирующего органа или в экспертную организацию.

5.    Секретариат ГУГПС, соответствующего территориального органа управления ГПС или экспертная организация регистрирует документы соискателя лицензии, согласно описи (в том числе заявление по форме согласно приложений №№ 2 и 2-а и документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии в размере 300 рублей) в установленном порядке и направляет их для организации рассмотрения в соответствующее структурное подразделение, осуществляющее функции по лицензированию.

6.    Должностное лицо структурного подразделения ГУГПС, осуществляющего функции по лицензированию видов деятельности в области пожарной безопасности, при рассмотрении документов, поступивших непосредственно от соискателя лицензии (далее – материалы соискателя лицензии):

- принимает документы соискателя лицензии по описи, копию которой в трехдневный срок направляет (вручает) соискателю лицензии с отметкой о дате приема документов указанным органом к рассмотрению;

- проверяет соответствие поступивших материалов соискателя лицензии по составу и оформлению требованиям законодательства Российской Федерации в области лицензирования, а также достоверность приведенных в них сведений;

- направляет соответствующему филиалу (представительству) федерального лицензирующего органа или экспертной организации поручение о проведении оценки соискателя лицензии (по форме согласно приложению № 4) на соответствие лицензионным требованиям и условиям (далее – поручение о проверке соискателя лицензии) или осуществляет эту оценку самостоятельно;

- выносит на рассмотрение экспертной комиссии ГУГПС по лицензированию материалы соискателя лицензии и акт оценки возможности выполнения работ по заявленному виду деятельности (по форме согласно приложению № 5), подготовленный филиалом (представительством) федерального лицензирующего органа или экспертной организацией;

- готовит в форме приказа проект решения лицензирующего органа о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий 60 дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии со всеми необходимыми документами;

- готовит и направляет соискателю лицензии уведомление о принятом решении о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии;

- выдает в трехдневный срок (после предоставления соискателем лицензии документа, подтверждающего уплату лицензионного сбора за предоставление лицензии) документ, подтверждающий наличие лицензии;

- формирует для архивного хранения дело соискателя лицензии, содержащее все документы, представленные соискателем лицензии.

Должностное лицо структурного подразделения территориального органа управления ГПС, осуществляющего функции по лицензированию видов деятельности в области пожарной безопасности, или экспертной организации при рассмотрении документов, поступивших непосредственно от соискателя лицензии или из ГУГПС:

- принимает документы соискателя лицензии по описи;

- проверяет соответствие поступивших материалов соискателя лицензии по составу и оформлению требованиям законодательства Российской Федерации в области лицензирования, а также достоверность приведенных в них сведений;

- осуществляет оценку соискателя лицензии на соответствие лицензионным требованиям и условиям;

- направляет с сопроводительным письмом в ГУГПС материалы соискателя лицензии и акт оценки возможности выполнения работ по заявленному виду деятельности, подготовленный филиалом (представительством) федерального лицензирующего органа или экспертной организацией;

- формирует для архивного хранения дело соискателя лицензии, содержащее копии актов оценки возможности выполнения работ соискателем лицензии по осуществлению заявленного вида деятельности в области пожарной безопасности и прилагаемых к ним документов по лицензированию.

7.    При поступлении на рассмотрение материалов соискателя лицензии неполной комплектности, и (или) неправильно оформленных, и (или) содержащих недостоверные или искаженные сведения информация об этом доводится до соискателя лицензии при направлении ему копии описи.

8.    Поручение о проведении оценки соискателя лицензии на соответствие лицензионным требованиям и условиям с прилагаемыми материалами направляется в соответствующий филиал (представительство) или в экспертную организацию в срок, не превышающий пяти дней со дня принятия решения о необходимости привлечения к оценке соискателя лицензии соответствующего филиала (представительства) или экспертной организации.

Оценка соискателя лицензии на соответствие лицензионным требованиям и условиям может осуществляться на основе результатов проверки материально-технической базы, документации и квалификации специалистов соискателя лицензии, проведенной с выездом на место или на основе анализа представленных документов.

При проведении оценки соискателя лицензии на соответствие лицензионным требованиям и условиям следует определить состав деятельности (перечень работ и услуг в области пожарной безопасности), который соискатель лицензии способен квалифицированно выполнять по каждому из заявленных видов деятельности в области пожарной безопасности (согласно приложению № 15).           

9.    Оценка соискателя лицензии на соответствие лицензионным требованиям и условиям федеральным лицензирующим органом, его филиалом (представительством) или экспертной организацией не должна превышать пятнадцати дней, если иное не установлено поручением об оценке соискателя лицензии.

Федеральный лицензирующий орган, его филиал (представительство) или экспертная организация при проведении оценки соискателя лицензии вправе посещать его объекты, получать копии документов, характеризующих соответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям.

Не допускается требовать при оценке соискателя лицензии представления документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами в области лицензирования и настоящей инструкцией.

Результаты проведения оценки соискателя лицензии федеральным лицензирующим органом, его филиалом (представительством) или экспертной организацией  оформляются актом оценки возможности выполнения работ по заявленному виду деятельности, который составляется в двух экземплярах.

Один экземпляр акта оценки возможности выполнения работ по заявленному виду деятельности по требованию соискателя лицензии вручается соискателю лицензии либо его представителю под расписку, либо направляется  ему посредством почтовой связи с уведомлением о вручении, второй – направляется в ГУГПС, как правило, посредством факсимильной связи или электронной почты в срок, не превышающий трех дней со дня окончания оценки соискателя лицензии.

10.  Положение о комиссии ГУГПС по лицензированию и ее состав утверждаются приказом ГУГПС.

III. Подготовка проектов решений лицензирующего органа     о предоставлении (об отказе в предоставлении) лицензий и доведение решений лицензирующего органа до сведения соискателей лицензий

11.              Подготовка проекта решения о предоставлении (об отказе в предоставлении) лицензии в форме проекта приказа руководителя лицензирующего органа – Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее – приказ МЧС России), его согласование и подписание осуществляется структурным подразделением ГУГПС, на которое возложены функции по лицензированию видов деятельности в области пожарной безопасности (далее – подразделение по лицензированию ГУГПС) в установленном порядке.

12.  Решение лицензирующего органа (издание приказа МЧС России) должно быть принято в срок, не превышающий шестидесяти дней со дня поступления материалов соискателя лицензии полной комплектности.

13.  Решение лицензирующего органа доводится подразделением по лицензированию ГУГПС до сведения соискателя лицензии в форме уведомления о принятом лицензирующим органом решении:

- о предоставлении лицензии – с указанием реквизитов банковского счета и срока уплаты лицензионного сбора за предоставление лицензии (по форме согласно приложению № 6);

- об отказе в предоставлении лицензии – с указанием причин отказа (по форме согласно приложению № 7).

14.    Основанием для отказа в предоставлении лицензии является:

- наличие в материалах соискателя лицензии недостоверной или искаженной информации;

- несоответствие соискателя лицензии, принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионным требованиям.

 

IV. Предоставление документов, подтверждающих наличие лицензий

15.  Копия решения лицензирующего органа направляется подразделением по лицензированию ГУГПС для оформления документов, подтверждающих наличие лицензий, формирования и ведения Федеральной базы данных лицензиатов в Федеральное государственное учреждение «Всероссийский ордена «Знак Почета» научно-исследовательский институт противопожарной обороны МЧС России» (далее – ВНИИПО).

16.  Оформление документов, подтверждающих наличие лицензий (по форме согласно приложению № 8), осуществляется ВНИИПО в срок, не превышающий десяти дней со дня поступления копии решения лицензирующего органа.

17.  Оформленные ВНИИПО документы, подтверждающие наличие лицензий, передаются в подразделение по лицензированию ГУГПС для подписания и последующей выдачи лицензиатам.

18.  В течение трех дней после предоставления соискателем лицензии документа, подтверждающего уплату лицензионного сбора за предоставление лицензии в размере 1000 рублей, подразделение по лицензированию ГУГПС бесплатно выдает лицензиату документ, подтверждающий наличие лицензии.

19.  По просьбе лицензиата федеральный лицензирующий орган выдает ему дубликат документа, подтверждающего наличие лицензии за плату в размере 10 рублей за каждый выданный дубликат документа.

 

V. Переоформление документов, подтверждающих наличие лицензий

20.  Переоформление документов, подтверждающих наличие лицензий, осуществляется подразделением по лицензированию ГУГПС в течение десяти дней со дня получения заявления (по форме согласно приложению № 9) в случае:

- преобразования юридического лица (изменения его наименования или места его нахождения), либо изменения фамилии (имени, отчества) или места жительства индивидуального предпринимателя – согласно поданному лицензиатом заявлению и документов, подтверждающих указанные изменения;

- утраты лицензиатом документа, подтверждающего наличие лицензии, - согласно поданному лицензиатом заявлению;

- окончания срока действия лицензии – согласно поданному лицензиатом заявлению.

21.    За переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, взимается плата в размере 100 рублей.

22.    Сведения о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, направляются подразделением по лицензированию ГУГПС во ВНИИПО для внесения изменений в Федеральную базу данных лицензиатов в срок, не превышающий пяти дней со дня поступления материалов соискателя лицензии полной комплектности.

 

VI. Организация ведения реестра лицензий

23.    Ведение реестра лицензий осуществляет ГУГПС, федеральной базы данных лицензиатов - ВНИИПО.

24.    В реестре лицензий должны содержаться следующие сведения:

- наименование лицензирующего органа;

- лицензируемый вид деятельности;

- наименование и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, номер свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица – для юридического лица;

- фамилия, имя, отчество, место жительства, данные документа, удостоверяющего личность, номер свидетельства о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя – для индивидуального предпринимателя;

- идентификационный номер налогоплательщика и код по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций;

- дата принятия решения о предоставлении лицензии;

- номер лицензии;

- срок действия лицензии;

- сведения о регистрации лицензии в реестре лицензии;

- основания и даты приостановления и возобновления действия лицензии;

- основание и дата аннулирования лицензии;

- дата переоформления лицензии.

25.       Информация, содержащаяся в реестре лицензий, является открытой для ознакомления с ней юридических лиц и граждан и предоставляется им в виде выписок о конкретных лицензиатах за плату в размере 10 рублей за сведения об одном лицензиате.

Информация из реестра лицензий органам государственной власти и органам местного самоуправления предоставляется на безвозмездной основе.

26.    Срок предоставления информации из реестра лицензий не может превышать три дня со дня поступления соответствующего заявления.

27.    Инструкцию по формированию и ведению Федеральной базы данных лицензиатов утверждает ВНИИПО по согласованию с ГУГПС.

 

VII. Организация контроля за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий

28. Контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий проводится путем проверок, организуемых:

по плану – не чаще чем один раз в два года, но не ранее чем через шесть месяцев после принятия решения о предоставлении лицензии;

вне  плана – для подтверждения устранения лицензиатом нарушений лицензионных требований и условий, выявленных плановой проверкой, либо в случае получения от органов государственной власти, юридических или граждан письменной информации о нарушении (невыполнении) лицензиатом лицензионных требований и условий, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений. Обращения, не позволяющие установить заявителя, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.

29.    Состав комиссии по проверке соблюдения лицензиатом лицензионных требований и условий (далее – проверки лицензиата), формируемой, как правило, из числа специалистов экспертных организаций, и срок проведения проверки утверждаются распоряжением ГУГПС.

Подготовку проекта распоряжения, согласование и доклад на подпись обеспечивает подразделение по лицензированию ГУГПС в установленном порядке.

30.    В соответствии с принятым решением (распоряжением ГУГПС) подразделение по лицензированию ГУГПС направляет:

лицензиату – уведомление о предстоящей проверке лицензиата (по форме согласно приложению № 10);

лицу, утвержденному руководителем комиссии по проверке лицензиата, – поручение о проверке лицензиата (по форме согласно приложению № 11).

31.    Уведомление о предстоящей проверке лицензиата направляется ему в срок, обеспечивающий получение этого документа, не менее чем за десять дней до начала проведения проверки.

32.    Поручение о проверке лицензиата направляется лицу, утвержденному руководителем комиссии по проверке лицензиата, в срок, обеспечивающий получение этого документа, не менее чем за десять дней до начала проведения проверки.

33.    Проверка лицензиата проводится комиссией по проверке лицензиата на безвозмездной основе и должна быть завершена в срок, не превышающий пятнадцати дней, если иное не установлено поручением о проверке лицензиата.

Комиссия по проверке лицензиата в ходе ее проведения вправе посещать объекты лицензиата, знакомиться с документами, характеризующими соблюдением им лицензионных требований и условий.

Истребование комиссией по проверке лицензиата документов (их копий), характеризующих соблюдение лицензиатом лицензионным требованиям и условиям, в целях их последующего изъятия, а также документов, не относящихся к предмету проверки лицензиата, не допускается.

Результаты проведения проверки лицензиата оформляются актом проверки лицензиата (по форме согласно приложению № 12), оформляемым комиссией по проверке лицензиата в двух экземплярах.

Один экземпляр акта проверки лицензиата лицом, утвержденным руководителем комиссии по проверке лицензиата, по ее окончании вручается лицензиату (руководителю или индивидуальному предпринимателю, либо их представителям) под расписку, либо направляется  ему посредством почтовой связи с уведомлением о вручении, второй – направляется в подразделение по лицензированию ГУГПС, как правило, посредством факсимильной связи или электронной почты в срок, не превышающий трех дней со дня окончания проверки лицензиата.

34.    Поступивший в подразделение по лицензированию ГУГПС экземпляр акта проверки лицензиата направляется для рассмотрения в комиссию ГУГПС по лицензированию.

35.    По результатам проверки лицензиата и рассмотрения комиссией ГУГПС по лицензированию акта проверки лицензиата может быть принято одно из следующих решений:

о вынесении предупреждения лицензиату;

о приостановлении или возобновлении действия лицензии;

о направлении заявления об аннулировании лицензии в суд.

Подготовка и оформление одного их указанных решений возлагается на подразделение по лицензированию ГУГПС.

36.    Решение о приостановлении действия лицензии (по форме согласно приложению № 13) может быть принято ГУГПС в случае выявления комиссией по проверке лицензиата неоднократных нарушений или грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий.

В решении о приостановлении действия лицензии также устанавливается срок устранения лицензиатом нарушений лицензионных требований и условий, повлекших за собой приостановление действия лицензии.

Срок устранения лицензиатом нарушений лицензионных требований и условий, повлекших за собой приостановление действия лицензии, не может превышать шесть месяцев.

37.    Лицензиат обязан уведомить в письменной форме ГУГПС об устранении им нарушений лицензионных требований и условий, повлекших за собой приостановление действия лицензии.

38.    Решение о возобновлении действия лицензии (по форме согласно приложению № 14) принимает ГУГПС после получения соответствующего уведомления и проверки устранения лицензиатом нарушений лицензионных требований и условий, повлекших за собой приостановление действия лицензии, и сообщает об этом в письменной форме лицензиату в срок, не превышающий трех дней после его принятия.

Плата за возобновление действия лицензии не взимается. Срок действия лицензии на время приостановления ее действия не продлевается.

39.    Лицензия может быть аннулирована решением суда на основании заявления об аннулировании лицензии в случае, если:

нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий повлекло за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации;

в установленный срок лицензиат не устранил нарушения лицензионных требований и условий, повлекшие за собой приостановление действия лицензии.

Одновременно с подачей заявления об аннулировании лицензии в суд ГУГПС вправе приостановить действие указанной лицензии на период до вступления в силу решения суда.

40.    ГУГПС вправе аннулировать лицензию без обращения в суд в случае неуплаты лицензиатом в течение трех месяцев лицензионного сбора за предоставление лицензии.

41.    Решение о приостановлении действия лицензии, об аннулировании лицензии или о направлении заявления об аннулировании лицензии в суд доводится ГУГПС до лицензиата в письменной форме с мотивированным обоснованием такого решения в срок, не превышающий трех дней после его принятия.

42.    Лицензия теряет юридическую силу в случае ликвидации юридического лица или прекращения его деятельности в результате реорганизации, за исключением его преобразования, либо прекращения действия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя.

43.    Сведения о приостановлении, возобновлении действия лицензии и ее аннулировании направляются в налоговый орган по месту регистрации лицензиата.

Решение о приостановлении действия лицензии и об аннулировании лицензии может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.



1 Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 35, ст. 3649; 1995, № 35, ст. 3503; 1996,  № 4, ст. 430; 2000,  № 46,  ст. 4537; 2001, № 1 (ч. I),  ст. 2, № 33 (ч. I), ст. 3413.

2 Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 46, ст. 4348.

назад

Автоматизированная информационно-справочная система требований пожарной безопасности (в соответствии с нормами строительного проектирования) “Экспертиза